Eurocol
Москва −1 °C.

ПОБЕДИТЕЛЬ КОНКУРСА СМИ МИНСТРОЯ 2016
Eurocol

Лента новостей

17:51
В России под боком у Деда Мороза ввели замечательный спорткомплекс
17:31
Почему в Москве из программы реновации вдруг вышли сразу 2 дома
17:29
Как в Петербурге проходят испытания мощной пушки для борьбы с сосульками
16:46
В России к ЧМ-2018 введен еще один важный объект инфраструктуры
16:31
Где в Москве построят ещё две современные поликлиники
16:22
Почему для строительства Керченского моста ищут еще одного субподрядчика
14:12
Главгосэкспертиза согласовала проект капремонта участка трассы «Скандинавия»
14:04
Объявлена дата начала рекультивации полигона в подмосковном Купчино
14:02
Каким в Савеловском районе Москвы построят красивый ЖК с детсадом
13:45
В Москве пришла пора капитально ремонтировать музей Зеленограда
13:33
Вот как предлагают изменить в России правила раздела имущества при разводе
13:17
Как реально в октябре выросло в Москве количество сделок с новостройками
12:48
В Кызыле началась реконструкция моста стоимостью в 1,3 млрд рублей
12:39
В столичной Некрасовке построят удивительный детсад
12:28
Когда и как в Москве меняют схему движения в районе Сокольнической площади
11:55
Вот сколько случаев парковки на газонах зафиксировали «Помощники Москвы»
11:45
Почему европейский Центр признал «Северный поток-2» успешным проектом
11:29
В Москве началась достройка крупного жилого долгостроя в Царицино
10:41
Когда в Кемерове построят второй строительный гипермаркет «Леруа Мерлен»
10:29
Стала известна реальная стоимость строительства наземного метро в Москве
Все новости

Архив публикаций

«    Ноябрь 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930 

Последние комментарии

Курс ЦБ на 21.11 USD:  59.2746-0,35 EUR:  69.6654-0,69 Курс нефти Brent:  62,16-0,62

Новые жертвы старой беды

За чью вину заплатила своей жизнью жительница «Алых парусов» Ирина Володина

14 января заместитель министра строительства и ЖКХ Андрей Чибис провел пресс-конференцию в медиа-центре «Российской газеты». Видели бы вы, как залоснилось от удовольствия лицо Андрея Владимировича, когда он вошел в зал и узрел многочисленные телекамеры. «Как же любят наши чиновники засветиться на телеэкране!», — подумал я в ту минуту.

 

«Подарок» ко Дню российской печати

Правда, любовь к телевидению у наших чиновников, можно сказать, выборочная. В тот же день и буквально в те же часы в суперэлитном столичном жилом комплексе «Алые паруса» случилась трагедия: в одном из высотных домов сорвался лифт, погибла молодая женщина.

На место происшествия тут же слетелось очень много телевизионщиков, от софитов буквально слепило глаза, однако главный жилинспектор, по нашим сведениям, в «Алых парусах» так и не появился. Не рискнул это сделать.

Ибо очевидно, что там надо было бы держать ответ перед разгневанными жителями жилого комплекса, а не разглагольствовать о «современном, удобном и клиентоориентированном» ЖКХ и о том, что «такую высокую оценку дают люди». Жаль, что не побывал Андрей Владимирович в «Алых парусах» — он бы он услышал, о чем действительно говорят люди и как они в действительности оценивают работу коммунальщиков.

Новые жертвы старой беды

Чибис постоянно, как он любит выражаться, бывает «в полях», еженедельно ездит по городам и весям, инспектирует ход реализации программы капремонта многоквартирных домов в регионах. По его признанию, делает он это по указанию министра Михаила Меня.

Бывает, неугомонный Чибис преодолевает тысячи километров, чтобы посмотреть, не бэушный ли трос установлен на лифте в том или ином провинциальном доме. А тут от здания министерства на ул. Садовая-Самотечная до «Алых парусов» — всего-то несколько километров, а вот, поди же ты, их-то Чибис и не преодолел. Так и не побывал он на месте преступления коммунальщиков.

Видать, не поступало такого указания от вышестоящего начальства. А посетить место трагедии по собственной инициативе, разобраться в деталях произошедшего и сделать соответствующие выводы, видимо, духу не хватило.

И еще одна ремарочка: 13 января на пресс-конференции в «Российской газете» замминистра от лица всех коммунальщиков России поздравил журналистов с профессиональным праздником — Днем российской печати. Поздравил так тепло и душевно, что после его спича кто-то из пишущей и телевизионной братии громко воскликнул: «И тут раздались бурные продолжительные аплодисменты!».

Но никто тогда еще не знал о «подарочке» от коммунальщиков, который они преподнесли нашему коллеге — и известному телеведущему Первого канала Евгению Кочергину. Именно его 36-летняя дочь Ирина Володина погибла в том злополучном лифте. Мама двух малолетних девочек, восьми и двух лет.

 
На фото: Евгений Кочергин с близкими. Справа — Ирина Володина.

 

Французская гильотина в жилом комплексе

Застройщик жилого комплекса — компания «Донстрой». ЖК имеет награды: в 2011 году он был назван «Лучшим жилым комплексом премиум-класса» и «Лучшим реализованным девелоперским проектом на рынке недвижимости».

Лифты в «Алых парусах» обслуживает компания «Лифт-гарант». Сам же дом, где произошла трагедия, обслуживается частной управляющей компанией ООО «ДС Эксплуатация».

Это был не простой лифт. Скоростной. Изготовленный старейшей французской компанией OTIS в 2002 году. Модель не из дешевых.

Заводская система безопасности предусматривает так называемые ловители — специальные механизмы, которые не дают кабине рухнуть в шахту, останавливают ее в случае падения.

Что же случилось?

По одной из версий, высказанных нашему журналу вице-президентом Национального лифтового союза (НЛС) Алексеем Захаровым, крышу и пол кабины мог пробить оборвавшийся и упавший с большой высоты противовес. Он состоит из грузов — чугунных или железобетонных, ходит рядом с кабиной и весит несколько центнеров.

 По поводу же того, что у лифта от резкого торможения сорвался трос, эксперт высказался так:

— Это полная ерунда, такого просто быть не может. Это какая же должна быть нагрузка, чтобы оборвались одновременно все три троса! Нагрузка должна в несколько десятков раз превышать ту, которую может создать сам лифт, полностью загруженный пассажирами, и то все равно кабина остановится. Произошло что-то другое…

 

Многоэтажная избушка на болоте

По одной из версий, с большой долей вероятности причиной трагедии могли послужить внутренние конструктивные смещения в здании из-за его слабого фундамента. Дело в том, что ЖК «Алые паруса» стоит на самом берегу Москвы-реки, и это место совершенно не подходит для возведения высоток по причине оседания песчаного грунта.

На такой почве угроза того, что фундамент «поплывет» и высотка даст перекос, весьма высока. Лифтовое оборудование, как правило, всегда реагирует на перекос дома, в его работе возникают хронические неполадки и сбои.

Новые жертвы старой беды

Напомним, что в свое время, еще до начала строительства ЖК «Алые паруса», эксперты предупреждали московские власти, проектировщиков и подрядчиков об опасности строительства высотных домов на этом неблагоприятном месте. Даже в прокуратуру по этому поводу обращались.

Эту ситуацию прекрасно знали и бывший мэр Юрий Лужков, и его заместитель по строительству Владимир Ресин. Но о пересмотре проекта столичные руководители и слышать не хотели. В итоге разрешение на строительство было выдано, и высотный чудо-комплекс, несмотря на все протесты и предупреждения, так и возвели на болоте.

Поэтому, на наш взгляд, ответственность за ситуацию с лифтами в ЖК «Алые паруса» наряду с надзорными и эксплуатирующими организациями должны понести и чиновники, которые разрешили строительство высотного комплекса на этом гиблом (в прямом смысле слова) месте.

Из этой истории выводы надо сделать и нынешним руководителям города в лице мэра Сергея Собянина и его зама по строительству Марата Хуснуллина. Они должны жестко пресекать попытки выдачи разрешений на строительство на потенциально опасных земельных участках и не идти на поводу у девелоперов, подобных «Донстрою».     

И этот случай типичен не только для Москвы. Например, в Саратове на берегу Волги построены несколько высоток. Грунт, на котором они возведены, изначально вызывал большие сомнения у специалистов и экспертов. Так что повторение трагедии в «Алых парусах» (не дай бог, конечно) возможно и в других местах.

А пока следователи разбираются с московским ЧП. По признакам преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 238 УК РФ (выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности), возбуждено уголовное дело. В управляющей компании и в эксплуатирующих организациях проведены обыски. Следователи выясняют, не причастно ли к совершенному преступлению руководство и специалисты компании-подрядчика.

Первый подозреваемый уже арестован. Это электромеханик компании «Лифт-Гарант» Алексей Белоусов.

Новые жертвы старой беды

Именно этот молодой человек незадолго до трагедии проводил на лифте технические работы. Сейчас следователи и технические специалисты выясняют: может быть, он повредил механизм, недобросовестно, неумело провел работы или закрыл глаза на какую-либо поломку.

Видимо, не останутся без наказания и сотрудники управляющей компании «ДС Эксплуатация». Впрочем, они уже сами чувствуют вину и заливают угрызения совести алкоголем. По крайней мере, в показанном по одному из центральных телеканалов телефонном разговоре журналиста с явно нетрезвым представителем УК на вопрос, чем он сейчас занимается, тот ничтоже сумняшеся ответил:

— Сижу, пью, думаю...

Стрелочников, как водится у нас, арестуют. А вот посадят ли за решетку машинистов — это большой вопрос.

 

Проехаться на лифте с ветерком и свистом

Злая ирония судьбы заключается в том, что погибшая столь чудовищной, нелепой смертью Ирина Володина была активисткой дома и в составе инициативной группы уже давно добивалась замены лифтов.

Дело в том, что плохое состояние лифтов в «Алых парусах» — тема наболевшая. На многочисленные случаи неадекватной работы лифтов жильцы указывали не раз, достаточно зайти на сайт ЖК «Алые паруса». Они часто ломались и постоянно отключались, а некоторые лифты не работали в течение нескольких лет.

Так, лифт в корпусе В сгорел после потопа и больше года стоял неработающим. Все лифты страшно скрипели и дребезжали, «спотыкались» на ходу, а порой кабина уезжала при открытых дверях, поэтому любой мог попасть под эту своеобразную «французскую гильотину».

Новые жертвы старой беды

«Некоторое время назад мой бывший муж пролетел с 25 этажа на одном из лифтов. На одном из нижних этаже лифт чудом зацепился и со свистом приземлился на первый этаже без повреждений!» - рассказала одна из проживающих в ЖК. К счастью, тогда сработал защитный механизм - те самые ловители, о которых мы уже упомянули.
А 7 декабря в ЖК дверьми лифта зажало маленькую девочку. Ребенок получил травмы, их зафиксировали в больнице.

…Куда только ни писала свои жалобы Ирина Володина. И в управляющую компанию, и в Ростехнадзор, и в правоохранительные органы. Но глас женщины-активистки так и остался без ответа.

В итоге ей пришлось в прямом смысле заплатить своей жизнью за безалаберность и равнодушие ответственных лиц.

 

Чиновничий аппарат на слом?

В связи с ЧП в жилых домах Москвы все российские компании, которые занимаются монтажом и обслуживанием лифтов, ждет внеплановая проверка. В течение месяца их будут проверять эксперты Ростехнадзора и региональные власти. Об этом заявил тот же Андрей Чибис.

Так и хочется спросить: господа чиновники, а где вы были раньше?! Чего ждали-то? Это же не первая трагедия в стране… Лифты давно уже гробят людей, в них погибают и стар и млад. Вот статистика трагедий лишь за последнее время.

В минувшем ноябре в Магнитогорске из-за неисправного лифта сломала позвоночник пенсионерка. 19 декабря в Москве в одном из многоэтажных домов на улице Островитянова упал лифт, когда в него заходила семейная пара с малышом в коляске. Лифт сорвался вниз, утащив за собой коляску. Младенец погиб. Причина страшной трагедии — обрыв троса лифта.

А через несколько дней после трагедии с Ириной Володиной, 15 января и вновь в Москве, на Автозаводской улице, оборвался трос лифта. Пострадала женщина, которую пришлось госпитализировать. Слава богу, выжила...

Всего же только в прошлом году в результате аварий с лифтами в России погибли десять человек. Ну и где были госжилинспекторы, о работе которых Чибис в день трагедии так вдохновенно рассказывал на пресс-конференции в «РГ»? Они обязаны работать так, «чтобы люди знали их в лицо», заявил замминистра. Но ведь не работают же, паразиты!

Поэтому и спрашиваю: какую ответственность понесет госжилинспектор, который должен вести надзор за ЖК «Алые паруса»? Или виновным признают только электромеханика Белоусова?

 Где были специалисты Ростехнадзора, которые также были обязаны следить за техническим состоянием лифтового оборудования? Ведь погибшая женщина писала письма и в это ведомство. Почему и с их стороны не было должной реакции? Сейчас руководство Ростехнадзора спешно умывает руки, заявив, что проведет внеплановую проверку компании, обслуживающей лифты в ЖК. Получается, что господа из Ростехнадзора проснулись лишь после того, как грянул гром.

Все это свидетельствует о том, что чиновничий аппарат также изрядно проржавел, а потому работает с большим скрипом и частенько бездействует. И не пора ли этот «аппарат» или, по крайней мере, часть его никудышних и никчемных «деталей» отправить на слом?

Вся надежда в этой ситуации на Генпрокуратуру РФ, которая также заметно всколыхнулась. Она обязала прокуроров проверить исполнение законодательства в сфере обеспечения безопасности внутридомового лифтового оборудования. И наконец-то поставить все точки над «i».

 

Цена — человеческая жизнь

Но давайте порассуждаем, почему происходят подобные несчастья.

Первая причина — сильная изношенность лифтового оборудования, нехватка средств на модернизацию. Состояние лифтов в России — просто-таки аховое. Эксперты, не стесняясь в выражениях, так и говорят: это катастрофа.

Около 35% лифтов в стране эксплуатируется более 25 лет. Каждый третий лифт должен быть заменен! Ежегодная потребность в этом подъемном оборудовании составляет 20 тыс. единиц, однако реально меняется только 6 тыс. лифтов. 

— Фактически в более половины субъектов РФ не уделяется внимание проблеме капитального ремонта изношенного лифтового оборудования в многоквартирных домах, и это при значительном износе лифтового парка жилого фонда и наличии средств собственников в региональных фондах, — заявил на недавнем Президиуме Общественного совета при Минстрое и ЖКХ РФ президент СРО НП «Российское лифтовое объединение» Сергей Чернышов. 

Но замена лифта — удовольствие дорогое: его средняя стоимость около 1,5 млн руб. Сегодня многим УК это просто не по карману. А если и по карману, то там предпочитают тратить деньги на более важные вещи — покупку дорогостоящих автомобилей для собственных нужд или зарубежные путевки. Вот и получается, что люди так и будут платить за некачественные лифты ценой своей жизни.

Вторая причина — преступная халатность, безалаберность и пофигизм тех, кто отвечает за безупречную работу лифтового оборудования, за его техническое состояние.

И третий фактор — отсутствие жесткого контроля из-за пробелов в законодательстве. Напомним, что в 2013 году были смягчены правила эксплуатации лифтового оборудования. В результате сегодня эти требования — не обязательные нормы, а лишь технические регламенты (ТР). То есть нормативные документы добровольного применения, никакой ответственности за нарушение которых, к сожалению, не предусмотрено.

Владелец лифтов может выполнять эти требования, а может и закрыть на них глаза, ибо все написано максимально обтекаемо. Что и произошло в «Алых парусах». А за несоблюдение добровольных стандартов к ответственности виновных не привлечешь. Штрафы — это максимум, что им грозит.

Как рассказал вице-президент НЛС Алексей Захаров, сегодня на территории Таможенного союза действует европейская система регулирования. И бесчисленные фирмы и фирмочки, которые выигрывают тендеры на обслуживание лифтов, просто некому контролировать.

— По нашему мнению, каждая страна должна помимо регламента ввести собственные методики контроля. Сейчас такой методики в России нет, — отметил Захаров. — Срочно нужно принять документ, который определял бы обязанности владельцев лифтов, обслуживающих компаний и их персонала. И контроль над ними нужно передать Ростехнадзору.

Кстати, компания «Лифт-Гарант» не является членом НЛС. Это какая-то «левая» фирмочка, концы которой в союзе так и не нашли... 

 

Ждем следующих жертв?.. 

Звоню своему хорошему знакомому, который проживает вместе с родителями в «Алых парусах». Его мать, кстати, до недавних пор занимала высокий пост в Минрегионе. 

Так вот, спрашиваю знакомого, как жизнь, пользуется ли он после этой трагедии лифтом?

— Что ты, я не смертник! — испуганно отвечает он. — Ты же знаешь, что я активно занимаюсь спортом, регулярно играю в хоккей, и для меня вбежать на свой этаж по лестнице не составит труда. Как говорится, береженого бог бережет…

Смею вас уверить, что трагедия в ЖК «Алые паруса» — не последняя. Вопрос лишь в том, кто из нас будет следующим.

Когда этот материал готовился к печати, информагентства сообщили, что в центре Москвы фрагмент балкона обрушился на проезжую часть. Слава богу, никто не пострадал.

Необъявленная война коммунальщиков с населением продолжается.

Геннадий ЛЮЛЬКИН

Фото: mskagency.ru, lipetskmedia.ru, metronews.ru, moslenta.ru, realty-agency.ru

Видео

Похожие публикации

1 комментарий

Инженер
Пока заоблачные зарплаты буду получать манагеры, а сидеть электромеханики,все так и будет. Так толпа народу кормилась и кормиться вокруг этого комплекса, и ни за что не отвечают они.

Совершенно глупо, по дилетантски описаны геологические вопросы. Пески надпойменной террасы имеют хороши несущие свойства. К тому же здания такой высоты возводятся на свайных фундаментах.Если эти возведены просто на плите,то они завалятся. И тут еще надо разобраться с вопросами карста.
Два месяца назад на строительстве метро погиб рабочий, якобы от взрыва ящика строительных патронов!? Об этом в СМИ почти ничего не было.Пока наше общество будет плевать на чужую жизнь,люди будут гибнуть, причем не зависимо от их социальной принадлежности.
Ничего в строительстве и эксплуатации не поменяется, никто и не подумает выгнать некомпетентных блатных с бог знает какими дипломами,и нанять квалифицированных инженеров и рабочих.
0

Партнеры

Национальное объединение строителей

Кнауф

Скания

Volvo

RUKKI

Волма

Iveco

Profine

RF

Paroc

СГК

Этернит

Наверх