Eurocol
Москва −3 °C.

ПОБЕДИТЕЛЬ КОНКУРСА СМИ МИНСТРОЯ 2016
Eurocol

Лента новостей

17:03
Выяснилось, почему Москва сможет переработать только 80% отходов реновации
16:41
В ХМАО построят гипермаркет «Леруа Мерлен» за 1,5 млрд рублей
16:32
В подмосковном Нахабино ввели оригинальный детский сад с бассейном
16:24
В Москве объявлен международный конкурс по двум станциям метро
14:06
Чем закончилась встреча министра Фомина с дольщиками Подмосковья
14:02
Вот так в Хабаровске решено ремонтировать знаменитое здание вокзала
14:01
Как в Москве отреставрировали фасад резиденции посла Испании
13:41
В России одобрен проект обустройства золотого месторождения «Морошка»
13:32
В Москве ввели в эксплуатацию лечебный корпус Центра имени Пирогова
13:24
В Карачаево-Черкессии ввели мост к горнолыжным курортам Архыз и Домбай
12:41
В Подмосковье разрешили строить свыше 6 млн кв. м нежилой недвижимости
12:13
На федеральных трассах Подмосковья завершён ремонт искусственных сооружений
12:07
Ruukki поставила конструкции для компрессорного завода в Челябинске
11:47
Секреты открытой в Московском зоопарке искусственной скалы для хищных птиц
11:39
В Москве завершено бетонирование конструкций Крылатского моста
11:28
Назван срок сдачи в Москве китайского делового центра «Парк Хуамин»
10:47
Как участвовать в опросе Минстроя РФ по проекту «ЖКХ и городская среда»
10:38
Почему в Москве на ВДНХ вновь засияла скульптура «Тракторист и колхозница»
10:27
В Крыму, наконец, назвали имя нового Главного архитектора республики
09:47
Вот кого теперь избрали новым мэром Омска
Все новости

Архив публикаций

«    Ноябрь 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930 

Последние комментарии

Курс ЦБ на 23.11 USD:  59.0061-0,45 EUR:  69.4030-0,41 Курс нефти Brent:  63,280,83

«Ночь длинных ковшей–2»: так вот кто, оказывается, мешал Москве стать европейским городом

logo russianconstruction.com
«Ночь длинных ковшей–2»: так вот кто, оказывается, мешал Москве стать европейским городом

Москву накрыла вторая волна сносов незаконно возведенных построек. Кто от этого выиграл и кто проиграл?

Эту ночь, с 29 на 30 августа, в Москве уже окрестили «Ночью длинных ковшей–2». Под бульдозер пошла вторая волна самовольно возведенных построек: плотно облепивших столичные станции метро и прилегающие к ним бойкие улицы павильонов и павильончиков, торговавших мобильной связью, мороженым, шаурмой и прочей всячиной.

 

Столичное правительство решило дать последний и решительный бой московскому самострою, а заодно и полусанкционированной торговле всевозможной мелочевкой.

Теперь на месте уютной «малой архитектуры» пирожковых и шашлычных высятся горы строительного мусора, а там, где его уже убрали, зияет предательская пустота.

«Ночь длинных ковшей–2»: так вот кто, оказывается, мешал Москве стать европейским городом

Кто от этого выиграл? Вопрос пока открытый. Одни считают «разрушительную» акцию убедительной победой в битве за общественные пространства Москвы. Другие — очередным поспешным решением столичных властей.

Попробуем разобраться.

 

Там, где раньше стояли пирожковые и шашлычные, теперь хочется крикнуть «ау!»

Итак, в Москве проведен очередной массовый снос незаконных строений. Для ликвидации самостроев в различных частях города власти мобилизовали 140 единиц техники. Коммунальные службы, как и положено, обеспечили отключение объектов от коммуникаций. Всего за ночь под бульдозер пошло 105 незаконно возведенных построек.

Одним из главных объектов сноса стала территория вокруг станции метро «Кропоткинская».

— Увидев результат разрушения, я была просто потрясена, — делится с нами переводчица Ольга Эвоян. — Вместо красивой торговой галереи в начале Гоголевского бульвара, где всегда можно было перекусить на бегу, и вообще там было приятно пройти, поскольку над торговой площадкой была сделана симпатичная арочная подсветка, — теперь красуется куча неэстетичного мусора…

«Ночь длинных ковшей–2»: так вот кто, оказывается, мешал Москве стать европейским городом

— Стало неудобно, — сетует другая москвичка, Елена Переделкина, проживающая в Южном административном округе, на который, к слову, пришлось наибольшее количество сносов. — За хлебом теперь нужно идти в большой сетевой магазин. А недавно понадобилось купить расческу, так, вы не поверите, нигде поблизости я так и не смогла найти магазинчика с галантерейной мелочевкой.

Те, кто едут на метро со станции «Сокол», пока никак не могут привыкнуть к тому, что вместо привычного лабиринта кафе и крошечных магазинчиков их теперь встречает пустое и гулкое пространство, закатанное в асфальт (хорошо, что хотя бы не в пресловутую гранитную плитку).

Пустынно стало и на Чистых прудах, где теперь открываются дальние виды на все четыре стороны — так и хочется крикнуть: «Ау-ууу!».

Конечно, есть и горожане, которые с пониманием относятся к происходящему.

— Знаете, к новому Парижу, построенному бароном Османом взамен старого, парижане тоже долго не могли привыкнуть. И к Эйфелевой башне, которая появилась на месте старой постройки, — разоткровенничался с нами коренной москвич Виктор Вавилов, который с явным удовольствием шел по тротуару обновленной и освобожденной от временных павильонов Тверской. — К новому вообще привыкать трудно. Особенно когда эти изменения столь масштабны, — резюмировал он.

«Ночь длинных ковшей–2»: так вот кто, оказывается, мешал Москве стать европейским городом

— Отношусь к происходящим в Москве переменам как к рабочему моменту, — высказал свою позицию по поводу превратностей столичного самостроя архитектор Алексей Комов и добавил: — Смотрите, город постепенно открывается с другой стороны. Стали видны интересные городские перспективы, в том числе и на тех же Чистых прудах. Раньше вся эта архитектурная роскошь была скрыта от нас за облупившимися фасадами торговых палаток, закусочных-перекусочных и пр.

Теперь коренной москвич счастлив, что может показать детям станцию метро «Краснопресненская», построенную по проекту видного архитектора Алабяна, такой, какой он видел ее в детстве.

— Мечтаю, чтобы все привычные магазины — «Овощи-фрукты», «Булочная-кондитерская», «Юный техник» и т.д. — вернулись из палаток на свои прежние места, — продолжил Комов. — Москва должна выглядеть по-европейски. А павильонная псевдо-культура — это отрыжка 1990-х годов.

«Ночь длинных ковшей–2»: так вот кто, оказывается, мешал Москве стать европейским городом

Строительный эксперт Александр Гусев в прежние годы по  долгу службы часто бывал в Будапеште.

— Обратил внимание на такую закономерность, — поделился с нами Александр Михайлович. — С каждой последующей поездкой в венгерской столице я замечал все меньше наспех построенных павильонов, где продавалось все, от сигарет до музыкальных центров. К 2000 году таких «палаточных городков» не стало вообще.

— Москва сейчас проходит те же этапы, что чуть раньше прошли европейские города, — полагает Гусев. — Ничего страшного в этом не нахожу. Другое дело — как это все обставляется властями.

 

Как это было обставлено

Напомним, что первая волна самовольных сносов застала малый бизнес врасплох. Ошарашенные предприниматели с ужасом смотрели на то, как на их крошечные магазинчики наступают тяжелые бульдозеры. На тот момент бизнес-общественность была слабо информирована о том, насколько решительны намерения московских властей очистить город от мелкого «приметрополитенного» бизнеса.

А вот по поводу второй волны люди были предупреждены заранее и к ней готовились. Но, право, никогда нельзя быть готовым к тому, что кто-то в одночасье разрушит твой бизнес. Поэтому и здесь некоторые понадеялись на русский авось.

Наиболее мудрые снесли свои постройки сами, получив от мэрии компенсацию в размере 55 тыс. руб. за 1 кв. м. Тем же, кто обращался за помощью в сносе к префектуре, определили компенсационную выплату в 51 тыс. руб. за «квадрат». Ну а те, кто проигнорировали предупреждения, что называется, попали на деньги. Впрочем, таких было немного.

«Ночь длинных ковшей–2»: так вот кто, оказывается, мешал Москве стать европейским городом

Надо сказать, на этот раз к предпринимателям отнеслись несколько бережнее, чем минувшей зимой. Накануне сноса с ними провели собеседование, где советовали, куда можно перенести бизнес и где выгоднее арендовать торговые площади.

Первоначальный шок был несколько смягчен. И все же предприниматели до сих пор находятся в некотором смятении. Почему их, ни о чем не спросив и не посоветовавшись, поставили перед фактом сноса?

Почему не было публичных слушаний, которые обычно проводятся в таких случаях. Наконец, почему на эти слушания не были приглашены жители тех районов, где предполагался снос? У горожан тоже никто не поинтересовался, комфортно ли им будет обходиться без магазинов шаговой доступности, где можно  купить все необходимое буквально по дороге домой.

Может быть, если бы все эти процедуры были соблюдены, не было бы такого коллективного шока, а было бы полное понимание и консенсус с властями.

 

А что же власти?

Руководитель Департамента торговли и услуг г. Москвы Алексей Немерюк в недавнем интервью одному из центральных телеканалов поведал о подводной части айсберга «самостройного» бизнеса. Оказывается, при Юрии Лужкове разрешения на торговлю выдавались легко и просто. Не обходилось и без коррупционной составляющей.

Например, известным магазином-павильоном «Пирамида» (ныне снесенным) владел ближайший родственник Юрия Михайловича. Прибыли в этом магазине, расположенном на главной улице столицы, были немаленькие.

По словам Алексея Немерюка, существовали такие фирмы, которые за определенную мзду предлагали легализовать самовольно возведенные постройки, вплоть до присвоения им почтового адреса. Видимо, кое-какие павильоны таким образом все же удалось превратить в капитальные.

«Ночь длинных ковшей–2»: так вот кто, оказывается, мешал Москве стать европейским городом

Сегодня же Москва, по мнению чиновника, очищается от «торгового мусора». И это хорошо.

— Что мы видим? Сначала серый бизнес за взятки одними чиновниками легализуется, а потом другие чиновники его ломают, как это происходит с торговыми павильонами в Москве, — сказал в интервью «Строительству.RU» известный экономист Михаил Хазин. — И о каком доверии к государству со стороны бизнеса здесь можно говорить? Власти сами вновь загоняют его в тень.

Напрашивается и такой вопрос: а что будет с освободившимися площадями? Ответы на этот вопрос пока звучат очень туманно. То ли сквер, то ли площадь, то ли лишняя парковка. Для кого? Зачем? Смысл изначальных целей всего этого действа пока что ускользает от четкого понимания. Но, может быть, это только пока?

 

Прежде чем сносить, надо было понять, как использовать

— Если павильоны строились как временные, то понятно, что когда-то должен был встать вопрос об их сносе. И вот такой момент, в соответствии с новым градостроительным планом Москвы, наступил. Ничего трагичного я здесь не вижу, — говорит руководитель архбюро «Яузапроект» Илья Заливухин.

Другое дело, замечает архитектор и градостроитель, что москвичи действительно лишились удобных торговых точек. Поэтому, очевидно, прежде чем сносить, следовало бы разработать программу реабилитации затрагиваемых территорий — то есть подумать, а что на них в итоге будет.

Например, почему бы не обсудить возможность обустройства магазинов на первых этажах зданий, куда «ушел бы» весь сносимый бизнес и где люди могли бы купить предметы первой необходимости?

Собственникам, потерявшим свою «временную» недвижимость, тоже нужна помощь. Может быть, город предложил бы в виде жеста доброй воли снизить для них арендную плату?

При этом никто не отменял ярмарки выходного дня, которые могут располагаться на той же территории по субботам и воскресеньям. В будние же дни лотки с продукцией можно аккуратно убирать.

Словом, здесь, безусловно, следовало продумать какое-то предварительное решение. Абсолютно четкое и для каждого конкретного случая. Но — увы...

Многие специалисты в области архитектуры и градостроительства в один голос говорят, что было бы совсем нелишним разместить в местах предполагаемого сноса какие-то баннеры, плакаты, содержащие планы и разъяснения относительно того, что на этих территориях в конце концов появится. Чтобы горожане понимали, ради чего они терпят неудобства.

Это было бы логично. И главное, честно по отношению к москвичам. Но этого нет. А значит, вопросы остаются…

Елена МАЦЕЙКО

Фото: mskagency.ru

Видео

Похожие публикации

Добавьте комментарий

Партнеры

Национальное объединение строителей

Кнауф

Скания

Volvo

RUKKI

Волма

Iveco

Profine

RF

Paroc

СГК

Этернит

Наверх