Eurocol
Москва −3 °C.

ПОБЕДИТЕЛЬ КОНКУРСА СМИ МИНСТРОЯ 2016
Eurocol

Лента новостей

17:03
Выяснилось, почему Москва сможет переработать только 80% отходов реновации
16:41
В ХМАО построят гипермаркет «Леруа Мерлен» за 1,5 млрд рублей
16:32
В подмосковном Нахабино ввели оригинальный детский сад с бассейном
16:24
В Москве объявлен международный конкурс по двум станциям метро
14:06
Чем закончилась встреча министра Фомина с дольщиками Подмосковья
14:02
Вот так в Хабаровске решено ремонтировать знаменитое здание вокзала
14:01
Как в Москве отреставрировали фасад резиденции посла Испании
13:41
В России одобрен проект обустройства золотого месторождения «Морошка»
13:32
В Москве ввели в эксплуатацию лечебный корпус Центра имени Пирогова
13:24
В Карачаево-Черкессии ввели мост к горнолыжным курортам Архыз и Домбай
12:41
В Подмосковье разрешили строить свыше 6 млн кв. м нежилой недвижимости
12:13
На федеральных трассах Подмосковья завершён ремонт искусственных сооружений
12:07
Ruukki поставила конструкции для компрессорного завода в Челябинске
11:47
Секреты открытой в Московском зоопарке искусственной скалы для хищных птиц
11:39
В Москве завершено бетонирование конструкций Крылатского моста
11:28
Назван срок сдачи в Москве китайского делового центра «Парк Хуамин»
10:47
Как участвовать в опросе Минстроя РФ по проекту «ЖКХ и городская среда»
10:38
Почему в Москве на ВДНХ вновь засияла скульптура «Тракторист и колхозница»
10:27
В Крыму, наконец, назвали имя нового Главного архитектора республики
09:47
Вот кого теперь избрали новым мэром Омска
Все новости

Архив публикаций

«    Ноябрь 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
27282930 

Последние комментарии

Курс ЦБ на 23.11 USD:  59.0061-0,45 EUR:  69.4030-0,41 Курс нефти Brent:  63,280,83

Рынок тротуарной плитки: в поиске точек роста

logo russianconstruction.com
Рынок тротуарной плитки: в поиске точек роста

Рынок тротуарной плитки сжимается. Как предприятиям развиваться в условиях кризиса?

Актуализация ГОСТ 17608-91 может стать одним из ключевых факторов роста производства на рынке мелкоштучных бетонных изделий. Такое мнение выразили участники Международной конференции «Рынок тротуарной плитки России», которая на днях прошла в столице.

 

Рынок сжимается

Нынешняя неразбериха в документации не позволяет производителям современных материалов участвовать в крупных государственных, муниципальных и частных контрактах. Однако неадекватный ГОСТ — не единственная проблема. Рынок вообще переживает не лучшие времена.

Конференцию организовала и провела Ассоциация производителей мелкоштучных бетонных изделий (АПМБИ).

По словам генерального директора ГК «Выбор» (член АПМБИ) Евгения Пашко, в России ежегодно на одного человека производится лишь 0,27 кв. м тротуарной плитки в год. Этот показатель в 5—6 раз ниже, чем в странах Евросоюза. В среднем в Европе предприятия производят от 1 до 2 кв. м на человека, а в Голландии — вообще 3 кв. м.

— Сейчас у нас показатели такие, какие были в Голландии еще в 1960 году, в период становления производства тротуарной плитки, — рассказал Евгений Пашко. — То есть состояние нашего рынка можно назвать зачаточным.

Рынок тротуарной плитки: в поиске точек роста

Как бы то ни было, но даже этот зачаточный рынок сегодня сжимается. До 2014 года срок окупаемости инвестиций при запуске нового производства составлял от трех до пяти лет, сейчас он вырос до 6—10 лет.

Виной тому несколько факторов. С одной стороны, из-за необходимости закупать оборудование и сырье за рубежом увеличение инвестиционных затрат составляет 35%. С другой стороны, сжатие рынка приводит к ценовым войнам и падению цен реализации примерно на 10%.

— На фоне стагнации цены мы имеем критическое снижение маржинальности производимой продукции, — рассказывает генеральный директор компании «Каменный век» (член АПМБИ) Лев Антонов. — Нынешние цены лишь на 10—15% отличаются от цен 2007 года. Фактически у любого производителя в линейке есть продукты с отрицательной рентабельностью производства. 

Еще одна проблема — очень низкий процент авансирования по крупным коммерческим и муниципальным заказам. Производителям фактически предлагается работать в долг. Такая ситуация провоцирует в отрасли кризис неплатежей.

В общем, картина вырисовывается не самая оптимистичная. Парадокс заключается в том, что она печальна не только для профессионалов, но и для потребителей. Поскольку производители не могут в нынешних условиях инвестировать в новые продукты, жители городов вынуждены ходить по плитке, которая была актуальна в Европе в 70—80-х годах прошлого столетия.

Рынок тротуарной плитки: в поиске точек роста

Более того, нынешние проекты благоустройства имеют тенденцию к удешевлению. На тротуарах вновь появляется асфальт. По сути, развитие отрасли обратилось вспять.

 

Где искать точки роста?

Понятно, что при таком состоянии рынка никакой инвестор в здравом уме вкладывать свои средства в запуск нового производства не будет. Где же искать точки роста? Эксперты считают, что сделать это хотя и сложно, но можно.

Во-первых, на рынок влияют не только общеэкономические факторы, но и региональные особенности. Сегодня в нашей стране нет ни одного региона, где плитку делают полностью из собственного сырья. Многие составляющие, например, белый цемент или пигменты, приходится ввозить из-за рубежа.

Самым выгодным местом для производства считается юг России. Там есть строительный песок, щебень и серый цемент. Неплохая ситуация с производством тротуарной плитки в силу большой плотности населения складывается и в ЦФО. А вот во всех остальных округах налицо дефицит этого продукта.

— Есть регионы, где невыгодно и никогда не будет выгодно строить производство вибропрессованных изделий, — объясняет Евгений Пашко. — Они просто не смогут конкурировать на рыночных условиях.

Рынок тротуарной плитки: в поиске точек роста

Естественный вывод: заказчикам работ по благоустройству в таких регионах лучше обратиться к производителям из ЦФО и ЮФО и получить качественный продукт по конкурентной цене.

Однако, чтобы достичь этой цели, необходимо решить проблему логистики. Сейчас сроки доставки продукции железнодорожным транспортом составляют от одного месяца, морским — до полугода. Естественно, так долго никакой заказчик ждать не хочет. А в итоге он пользуется местным товаром, качество которого иногда не выдерживает критики. Круг замкнулся…

— К сожалению, доля некачественной продукции на рынке сегодня превышает 50%, — делится своими переживаниями Лев Антонов. — В одном из городов Поволжского региона лицевой слой плитки местного производителя, уложенной в сентябре, полностью развалился уже к марту. Мы видим дискредитацию понятия «тротуарная плитка» из-за недобросовестных производителей.

 

Рентабелен только высокотехнологичный продукт

Во-вторых, точки роста можно искать и внутри предприятий. По мнению экспертов, производителям лучше радикально изменить структуру производства в пользу высокомаржинальных продуктов.

Сегодня предприятия выпускают три группы продуктов. Первая группа — «жесткий эконом» — серая мелкоштучная плитка, к качеству которой практически не предъявляется никаких требований. Единственный плюс этой продукции — низкая цена.

Вторая группа — «эконом комфорт» — это мелкоштучные изделия, имеющие моноцветовой окрас.

Рынок тротуарной плитки: в поиске точек роста

Продукты первой группы имеют низкую, а иногда и отрицательную рентабельность. Дело в том, что при жесткой конкуренции на один заказ такого продукта приходится 10—15 коммерческих предложений.

Вторая группа находится в чуть более выгодной позиции, но и здесь рентабельность не превышает 5—10%. При нынешней инфляции инвестору выгоднее просто положить деньги в банк на депозит.

А вот рентабельность третьей группы достигает 30—50%. Ее составляют продукты с неоднородным окрасом, аналоги натурального камня, крупноформатная плитка.

 

Безбарьерная среда «Каменного века»

— Компания «Каменный век» как раз выпускает такую продукцию, — рассказывает Лев Антонов. — В первую очередь, это плитка без фасок под углом 90 градусов, которая идентична по своему внешнему виду и эксплуатационным свойствам натуральному граниту, но в четыре раза дешевле.

По словам гендиректора компании, в лицевом слое этой плитки используется крошка натурального камня разных пород и фракций. У такого продукта в силу технологии изготовления шероховатая поверхность, то есть в осенне-зимний и весенне-зимний период на ней практически не образуется наледь — так называемое водяное зеркало. А это в условиях городской среды очень важно.

Наконец, отсутствие фасок позволяет создать безбарьерную среду. Женщины на каблуках, дети на роликах, мамы с колясками и люди с ограниченными возможностями могут передвигаться по такой поверхности без каких-либо неудобств.

Что касается износостойкости, то на плитку, уложенную на общественных объектах, предприятие дает пять лет гарантии. По словам Льва Антонова, это покрывает расходы по любому госконтракту.

Подобные продукты, из-за технологической сложности и высокой культуры их производства, что требует наличие современного оборудования, могут выпускать далеко не все производители. Но зато внешний вид и качество такой плитки несоизмеримо выше, чем у продуктов из первых двух групп.

 

Навести порядок в документах

— Дешевый продукт потому нерентабельный, что в этом сегменте мы имеем малоцивилизованных производителей (проще говоря, «литейщиков из сарая» Ред.), — аргументирует генеральный директор предприятия Steingot Виталий Дьяконов. — А вот если нормативная база будет актуализирована, это позволит отсечь некачественную продукцию на уровне крупных заказов, где присутствует архитектурный надзор и государственный контроль.

По мнению экспертов, изменение документации также позволит применять вышеупомянутые высокотехнологичные продукты. Действующий ГОСТ 17608-91 «Плиты бетонные тротуарные. Технические условия» датирован далеким 1991 годом. Тогда большинства современных технологий не было нигде в мире, а тем более в СССР.

Актуализацией ГОСТа по просьбе АПМБИ занимался НИИЖБ им. А.А. Гвоздева. К настоящему моменту работа фактически закончена, и документ должен вступить в силу уже в этом году.

— За 25 лет в строительстве произошли серьезные изменения, — поделилась нюансами своей работы ведущий научный сотрудник НИИЖБ им. А.А. Гвоздева НИЦ «Строительство» Галина Чехний. — Внедрены новые технологии, расширился ассортимент вяжущих веществ, появились новые минеральные добавки, актуализированы многие своды правил. В целом изменились требования к бетонным конструкциям. В частности, мы много внимания уделили методам определения прочности, морозостойкости и водостойкости.

Новый документ будет иметь статус межгосударственного: он вступит в силу не только на территории РФ, но и в странах СНГ. Конечно, производители не могут заставить коммерческих заказчиков приобретать продукцию, произведенную по новому ГОСТу, но для государственных и муниципальных заказов это будет обязательный нормативный документ.

 

Нужна полноценная ассоциация производителей

Конечно, актуализация ГОСТа — огромное подспорье для производителей тротуарной плитки, но только наведением порядка в нормативной базе всех бед отрасли не решить. Чтобы сдвинуть дело с мертвой точки, необходимо решить проблемы логистики, импортозамещения, межрегиональной интеграции, гарантированного государственного и муниципального заказа, авансирования работ.

А сделать это несоизмеримо легче, создав полноценную ассоциацию производителей тротуарной плитки. Пока такая ассоциация объединяет лишь… четыре предприятия. Этого, конечно, недостаточно. Ведь только в Московском регионе работает более 50 производств, а по всей стране их насчитываются сотни.

Процесс объединения идет туго: видимо, сказывается желание многих работать по старинке, не уделяя должного внимания качеству. Но, на наш взгляд, рынок все равно заставит производителей объединяться.

А членам АПМБИ хочется пожелать успехов в реализации их нужных инициатив. Ведь дорогу, как известно, осилит идущий, то есть в данном случае — кладущий.

 

«Мы движемся в правильном направлении»

Итоги Международной конференции «Рынок тротуарной плитки РФ 2016» мы попросили прокомментировать президента Ассоциации производителей мелкоштучных бетонных изделий, генерального директора компании BRAER Александра ЛОГВИНОВА.

— Александр Викторович, какие цели преследовала АПМБИ, собирая конференцию? Удалось ли достичь этих целей?

— Главная цель, которую мы преследовали, — заявить, что в отрасли производителей мелкоштучных бетонных изделий есть свои проблемы. И эти вопросы нужно ставить на повестку дня в присутствии представителей научного и производственного сообщества.

Определенные результаты есть. Мы получили обратную связь, которая подтвердила, что те вопросы, которые поднимались на конференции, были услышаны и приняты во внимание. То есть Ассоциация движется в правильном направлении.

 

— Один из важных вопросов — актуализация ГОСТ 17608. Будет ли Ассоциация и дальше заниматься изменениями в нормативной базе?

— Мы планируем, что обновленный  ГОСТ примут в конце этого года, но это далеко не конец работы в этом направлении. Во второй сессии конференции мы поднимали вопрос о том, что нужно также обновлять СНиП «Благоустройство территории».

Кроме того, производственникам не хватает Альбома типовых конструкций дорожных одежд. Такой документ должен быть призван регламентировать использование тротуарной плитки непосредственно на объекте благоустройства. И одна из задач Ассоциации — создание этого документа.

 

— В Ассоциацию сейчас входят только четыре производителя. Достаточно ли такого представительства, чтобы решать вопросы продвижения тротуарной плитки в России?

— Одной из задач конференции мы видим как раз привлечение в наши ряды новых членов. На наш взгляд, нам удалось заявить о себе как некоммерческой общественной организации федерального уровня.

Безусловно, сил четырех производителей, которые сейчас входят в АПМБИ, недостаточно, чтобы полностью реализовывать стоящие перед нами задачи. И мы приглашаем в наши ряды других производителей не только Московского региона, но и всей России.

Кстати, по итогам конференции к нам обратились предприятия из Белгорода и Самары, пожелавшие вступить в члены нашей Ассоциации. Думаю, это один из главных итогов конференции.

Подготовил Евгений ГОРЧАКОВ

 

 

Мнение производителей

 Артем НОВИКОВ, коммерческий директор компании «Выбор-Мск»:

—  В целом, мы довольны результатами конференции. В разгар сезона нам удалось собрать кворум из числа производителей и проектировщиков. Это говорит как об актуальности основных вопросов, обсужденных на конференции, так и об изменившейся позиции производителей.

В условиях замедления темпов роста на рынке производства высококачественной тротуарной плитки сильные производители понимают важность оперативной подстройки под меняющиеся реалии. А лучшие и самые дальновидные из них предпочитают оказывать влияние на эту ситуацию.

ГК «Выбор» традиционно выступает с инициативами, которые, как показывает практика, идут на пользу всем участникам рынка, от производителей до конечных потребителей продукции. Поэтому мы взяли на себя большой объем подготовительной и практической работы по изменениям требований ГОСТа к современной тротуарной плитке и по информированию коллег о необходимости поддержки новой редакции документа.

Безусловно, более жесткие требования нового ГОСТа означают дополнительную нагрузку на производителей в плане улучшения производственного процесса на всех его этапах, повышения квалификации сотрудников и даже закупки нового оборудования. Но вместе с тем с рынка уйдут недобросовестные производители, а потребитель получит гарантированно качественный продукт.

Что касается производства Группы Компаний «Выбор», то мы уже давно производим продукцию, существенно превосходящую требования действовавшего до сей поры ГОСТа. Поэтому введение новой редакции документа нас не беспокоит. Мы будем только рады увеличению количества равных, добросовестных конкурентов.

 

Дмитрий ГРИГОРЬЕВ, коммерческий директор компании «ВЕЛКОМС+Компани»:

— Как отмечалось на конференции, одна из проблем производителей тротуарной плитки заключается в том, что сырье приходится привозить из-за рубежа.

Одно из крупнейших направлений деятельности нашей компании — поставка неорганических пигментов марки BAYFERROX®немецкого производителя, лидера мирового рынка.

Действительно, по нашим оценкам, примерно 90% красителей для тротуарной плитки импортируется. Однако я не думаю, что эту ситуацию можно исправить в ближайшем будущем.

Дело в том, что, во-первых, производство пигментов — дело достаточно затратное. Чтобы запустить хотя бы небольшой завод, необходимы инвестиции в размере минимум 25 млн евро. Естественно, такие затраты быстро не окупятся.

Во-вторых, химическое производство изначально грязное, и чтобы выдерживать экологические требования, также необходимо вкладывать значительные средства.

Поэтому говорить о том, что в нашей стране появятся такие производства, на мой взгляд, рановато.

 

Андрей ИВАНОВ, глава представительства ООО «MASA GmbH»:

— Как производитель высокотехнологичного оборудования, Маsа поддерживает усилия компаний, заинтересованных в производстве высококачественной и эстетичной продукции, по изменению мнения о тротуарной плитке на рынке. А введение новых требований и понятий в ГОСТ может помочь уйти от «серости» пешеходных зон наших городов.

Мы, со своей стороны, активно работаем над развитием технологии производства, чтобы наши клиенты могли вовремя реагировать на изменения рыночной ситуации.

В условиях кризиса технологичность производства, широта его возможностей в плане разнообразия цветовых и фактурных решений выходят на первый план. Именно продукция с высокой добавочной стоимостью имеет наибольшие шансы обеспечить рентабельность.

Поэтому наряду с совершенствованием своих камнеформовочных машин мы уделяем особое внимание решениям, повышающим качество и внешний вид готовой продукции. Среди них особое место занимает система Masa Multi-Color, которая позволяет нашим клиентам иметь широчайшие возможности относительно цветовых решений своей продукции

 

Оценка объема рынка тротуарной плитки в 2015 г. (в натуральном выражении)

Федеральный округ

 Производственные мощности, м2 в год

Выпуск на 1 чел., м2 в год

Дальневосточный

805 000

0,13

Приволжский

2 730 000

0,09

Северо-Западный

3 437 350

0,25

Северо-Кавказский

1 863 750

0,19

Сибирский

2 107 000

0,11

Уральский

1 904 875

0,13

Центральный

19 586 000

0,50

Южный

7 525 000

0,54

ИТОГ

39 968 975

0,27

Источник: Ассоциация мелкоштучных бетонных изделий

Видео

1 комментарий

Владимир Коновалов
Рынок хороший, массово используемые технологии несовершенны. Но, видимо, устраивают
0

Партнеры

Национальное объединение строителей

Кнауф

Скания

Volvo

RUKKI

Волма

Iveco

Profine

RF

Paroc

СГК

Этернит

Наверх